минимальная сумма заказа 30 000
Миф об экологичности

Миф об экологичности

В 2020-м году мы были на PSI — ежегодной выставке рекламных товаров в Дюссельдорфе. Главным трендом любой компании тогда была экологичность: посуда из переработанного пластика, биоразлагаемые бейджи, даже зубный щетки из возобновляемого эко-волокна. Но представьте наше удивление, когда эко-производители предложили изучить их ассортимент в старомодных бумажных каталогах страниц на 250. Так мы поняли, что в погоне за экологичностью можно легко попасть в ловушку двойных стандартов. 


В этой статье разберемся с тремя эко-мифами в корпоративной среде и предложим решения для выхода из абсурда.

12
сен
Мифы

Миф 1. Бумага не вредит экологии


По этой причине городские кофейни выдают нам напитки в бумажных стаканчиках. Крышки у них, обычно, пластиковые — но это отдельная тема для дискуссии. Представители российского Greenpeace* подсчитали, что на производство 2,5 тысяч стаканчиков приходится одно дерево, а кофе каждый день покупают миллионы россиян. Получается, бумажные стаканчики защищают экологию лишь с одной стороны — у них относительно высокая скорость разложения в естественной среде. Но количество деревьев, пущенных на их производство, постепенно превращает Землю в Марс.  В корпоративной среде тоже каждый день используют бумажные стаканчики. Начиная с офисных кулеров или кофейных автоматов на этаже и заканчивая раздачей напитков на бизнес-конференциях и выставках. Чтобы сократить их использование, экологи предлагают обзавестись персональной кружкой. В кофейнях к этой практике относятся спокойно: если у человека есть личная кружка, можно налить напиток и в нее, главное, чтобы объема хватило. Но сделать эту привычку массовой — сложно. Да, привить миллионам людей необходимость ходить всюду с личной кружкой — задача из области фантастики. Но в офисах кружки могут стать частью корпоративной культуры. С одной стороны, это поможет сотрудникам приблизиться к стандартам осознанного и экологичного потребления, с другой — сократит расходы на бумажные и пластиковые стаканчики, которые приходится закупать каждый месяц. 

 Андрей Харсика, гендир Harsika Concept Agency 




Миф 2. Натуральные ткани — удар по природным ресурсам  Смысл искусственных тканей никогда не состоял в спасении планеты. Синтетику придумали, потому что производить ее быстрее и дешевле, чем выращивать льняные и хлопковые поля или разводить тутовых шелкопрядов. А значит — можно и пошить больше, и продать больше. Но в производстве синтетики используют химикаты и красители, а сами синтетические волокна — это формы пластика. Во время стирок его частицы вымываются из ткани, уходя по сточным водам в канализационные, а оттуда — в мировой океан.  В желудках океанических рыб и морских животных ученые находят микрочастицы синтетических волокон. Это подтверждают и данные Международного союза охраны природы: в 2017 году они посчитали, что около трети всего микропластика в океане — это частицы синтетических тканей нашей одежды. Чтобы справиться с проблемой, экологи работают в двух направлениях: 

  1. Занимаются просветительской работой по повышению осознанного потребления. На их взгляд, корень проблемы в склонности людей к импульсивным покупкам и накоплению ненужного.

 

  1. Поддерживают производство натуральных тканей. Да, это правда! Тот же Greenpeace* регулярно занимается исследованиями одежды известных брендов и публикует поощрительные отчеты о том, как меняются составы тканей с учетом эко-требований. 

Мы проверяем каждую вещь на себе, причем всей командой. Когда мы пару лет назад создавали толстовки под брендом Harsika, то проводили для пилотных образцов настоящий краш-тест в течении трех недель. Мы их носили, пачкали, стирали, гладили — и так по кругу, пока не понимали, как на самом деле ведет себя ткань после серьезного износа. Этот опыт показал, что синтетические вещи теряют цвет и форму уже после 3-4 стирок. А  толстовки из натуральных материалов мы носим до сих пор. 

Екатерина Харсика, сооснователь Harsika Concept Agency 



Оригинальная толстовка Harsika изготовлена на 80% из натурального хлопка.


Миф 3. Отметка “Organic” — показатель экологичности 

В 80-х годах эколог Джей Вестервельд придумал термин «Гринвошинг»  — это когда компании используют эко-тренды в рекламных целях, хотя в реальности экологичность их продуктов ничем не подтверждена. Маркетинговый блеф на эту тему работает и сегодня, а строится на массовых заблуждениях. Отметки «Eco», «Bio» или «Organic» не несут под собой никакого научного подтверждения экологичности, хотя работают на подсознание покупателя, повышая лояльность к бренду.  Единственная российская экомаркировка, признанная на международном уровне — это «Листок жизни». На картинке ниже — их эмблема. Попробуйте вспомнить, на каких товарах вы встречали такой знак?  Это интересно.


Помимо «Листка жизни» существуют и другие экомаркировки. Например, обозначение FSC® (Forest Stewardship Council® — Лесной попечительский совет) показывает, что для производства продукта использовалась «возобновляемая древесина». Это когда одно отправленное в производство дерево компания компенсировала несколькими новыми саженцами. Еще одна известная эко-маркировка — RCS (Recycled Claim Standard). Она обозначает продукты, в составе которых есть пригодные для переработки материалы. Причем, для этого отслеживается вся цепочка поставок для производства. 


                               


Такие маркировки показывают, что продукт был объектом большой исследовательской работы. В отличии от маркетинговых трюков с обозначениями «Eco» или «Organic», такие знаки подтверждают экологичность товара на научной основе.



            Бутылки для воды из переработанной нержавеющей стали. RCS-стандарт.


Выводы


Экологичное производство — сложный и дорогой процесс. Чтобы получить экомаркировку международного стандарта, нужно пройти многостороннюю проверку качества. Но некоторые производители прибегают к простому маркетинговому блефу. Они пользуются недостатком знаний, порождая заблуждения, которые позже превращаются в мифы.


Корпоративная культура сегодня проявляет больше внимания к проблемам экологии. В пересчете на деньги экологичное поведение выгоднее для любого бизнеса. Но внедрить новые стандарты быстро и массово не получится, потому что любая культура выстраивается постепенно. Но начать можно с отказа от бумажных стаканчиков в офисе и перехода на персональные термокружки. 


И, да, на каждой может быть ваш логотип.


*Greenpeace признан в России нежелательной организацией.