Как на самом деле стоит использовать AR?
В 2019-м мы создали свой первый AR-проект: встроили в упаковку новогоднего печенья ссылку на маску для Instagram (социальная сеть от Meta, которая сегодня в РФ признана экстремистской). С ее помощью можно было разместить в своем интерьере фигурку китайского кота, который поздравлял вас с новым годом и пел “Get lucky”. 4 года назад это было трендом, сегодня так уже никто не делает.
AR за это время значительно продвинулась в качестве исполнения, а представители бизнеса нашли ей применение получше, чем демонстрация танцующего котенка вокруг офисной кружки. В статье расскажем о способах использовать AR-технологии с настоящей пользой для ваших бизнес-задач.
Чем AR отличается от VR? Короткий ликбез
Тут все просто. AR — это дополненная реальность. Она привязана к объектам в реальном мире: вашей кружке, корпоративному брелку, книге, поверхности стола или вашему лицу. А вот VR в привязке к реальному миру не нуждается. Она самостоятельная и ни от кого не зависит.
Например, если вы откроете приложение IKEA и выберите в каталоге диван из ассортимента, то на экране смартфона появится тот самый диван в полном размере. С помощью камеры приложение отсканирует примерные габариты вашей комнаты и покажет, как будет смотреться диван в интерьере у нужной стены. Это и есть AR. А вот если вы наденете очки виртуальной реальности, то будет совершенно не важно, где вы находитесь и какие объекты находятся вокруг. Вы будете видеть только то, что создано в виртуальном мире без шанса обойти стоящий рядом деревянный стол. Это VR.
Почему AR многим надоела?
В 2019 популярность подарков с дополненной реальностью резко выросла на фоне пандемии. Компаниям хотелось поддержать сотрудников на удаленке, но сделать это было физически невозможно. Отправлять всем посылки по почте — слишком дорогое удовольствие даже для крупного бизнеса, поэтому AR стала выходом из ситуации. Некоторое время интерес к подаркам с дополненной реальностью держался на одном уровне, а потом резко пошел на спад. Вот 4 главные причины, почему это случилось.
Бесполезность. Да, AR-сувениры производят впечатление неожиданности. Но их основная функция — “вау-эффект”, который длится примерно 3 минуты.
Нереалистичный/плохой дизайн. Мы проверяли больше 40 подрядчиков на качество исполнения и знаем, что у большинства из них навыки с 2019-го года не улучшились.
Неуместность. Практика показала, что люди старшего поколения отказываются иметь дело с дополненной реальностью.
Лишние действия. Когда человек получает подарок, он ожидает его в готовом виде. Иногда, чтобы увидеть AR, нужно скачать специальное приложение, а это дополнительное действие, к которому многие не готовы. Поэтому приложение режет кол-во открытий примерно вдвое.
Значит ли это, что от AR в подарках нужно отказаться? Нет. На практике мы пришли к выводу, что даже в корпоративные сувениры можно вшить полезный AR-контент, а в мерче и промо-материалах это сделать почти обязательно. Ниже разберемся со всеми способами.
Как нужно использовать AR в бизнесе? Главное правило
Мы уже упомянули опыт IKEA, чье приложение позволяет «примерить» к вашему интерьеру любой предмет из каталога. Аналогичный опыт был у Sephora и L’Oreal — они дали клиентам возможность увидеть, как на них будет смотреться конкретный тип макияжа прежде, чем те сделают выбор в пользу того или иного набора косметики.
Представители группы ГАЗ придумали включить AR в свой автомобильный каталог. При наведении камеры смартфона на страницу появлялась объемная AR-модель автомобиля, которую можно было рассмотреть детальнее и даже поменять цвет. А Hyundai в свое время был первым брендом, который создал AR-руководство для новых владельцев авто своей марки.
То есть, действительно удачный опыт использования AR состоит в том, чтобы она была не просто пылью в глаза, а несла определенную функцию: облегчала выбор клиентам, помогала освоиться с новой покупкой или раскрывала более детальную информацию.
Польза — вот главная миссия AR.
Но какая польза может быть в корпоративных сувенирах? Да и зачем?
Если задача AR-руководства — познакомить автовладельца с возможностями его нового транспорта, то задача AR в сувенирах — познакомить получателя с замыслом подарка. Для нас это способ передать через виртуальные объекты набор смыслов, а значит — выстроить долгосрочный сторителлинг.
Сейчас объясним на примере.
Мы ежегодно помогаем бизнесу произвести тысячи квартальных календарей. Фантазируем в дизайнах, материалах и способах перелистывания страниц. Но иногда нам выпадает возможность пофантазировать с дополненной реальностью.
На картинке ниже — прототип календаря, в который с помощью AR-технологий встроена информация о фазах Луны и положении планет в каждом месяце. В коллективе просмотр такого календаря превращается в развлекательный ритуал: коллеги каждый месяц перелистывают страницу и изучают, какие дни более пригодны для финансовых, стратегических или административных задач, а в какие лучше проводить сложные переговоры. То есть, AR здесь помогают вовлечь команду в совместное действие. Что это, если не польза?