Что дарили при дворе и чем это закончилось?

Привет! История корпоративных подарков уходит далеко вглубь веков, и сегодня до конца не ясно, где эта традиция берет своё начало. Большинство материалов настаивают, что подарки стали заметны в исторических хрониках, когда их начали использовать в дипломатических целях: торговые и посольские делегации привозили с собой щедрые дары, в надежде на одобрение и поддержку иностранного правителя.

В этой заметке рассказываем о том, как багдадский халиф провёз слона из Африки за Альпы и чем ответил принц Чарльз на подаренный ему Aston Martin.

4 минутки и будет, о чем шутить на работе и в семье ! 🙂

Белый слон
для Карла Великого

Слона звали Абул Аббас. Его долгое приключение из Багдада в Аахен началось где‑то в 800 году, когда багдадский халиф Харун Ар‑Рашид решил отправить его в дар ещё восходящему франкскому правителю Карлу. Слона доставляли 2 года: из Африки в Италию, а дальше морем в Аахен. Так впервые белый африканский слон оказался севернее Альп. Карл был настолько поражён и обрадован подарком, что водил слона за собой на любые публичные встречи. А в 810‑м году задумал военный поход против датского короля и взял слона с собой — толи для устрашения, толи как баллистическую установку того времени.

Правда, ни тем, ни другим Абуль‑Аббас не стал. Из‑за холодного климата за пределами дворца слон простыл и умер. Такая история.

Кубок из рога единорога ценой в государство

Единорог — загадочное существо, на которое в средние века вели охоту все, включая королевские семьи. Считалось, что слеза единорога лечит самые тяжёлые раны, а прикосновение его рога способно нейтрализовать любые яды. Императоры прошлого были людьми подозрительными и не без оснований: количество знатных людей, которые были отравлены слугами, врагами или конкурентами за наследство — могло бы составить 3 увесистых книжных тома, но большинство убийств так и остались недоказанными.

Поэтому рассчитывать оставалось только на рог единорога.

Польский король Сигизмунд II подарил такой рог императору Священной Римской Империи Фердинанду I. Он посетил императора в 1540‑м году и привёз с собой вещь, которую с тех пор считают «не подлежащей продаже и наследным предметом дома Габсбургов». Рог был инкрустирован драгоценными камнями и превращён в кубок — вероятно из расчёта на нейтрализацию возможных ядов.

Впрочем, нельзя сказать, что расчёт себя не оправдал: Фердинанд I дожил до почтённого для тех времён возраста в 61 год. Наследники распорядились, чтобы реликвию никогда не вывозили из Вены: кубок и сегодня хранится в сокровищнице Хофбурга. Правда, посетителям сокровищницы сегодня говорят по‑честному, что рог принадлежит «морскому единорогу» — то есть, нарвалу.

Aston Martin для принца Чарльза

Английский этикет не приемлет высокомерия, особенно на уровне королевской семьи. Примерно таких же взглядов придерживается вся европейская бизнес-этика: подарки партнёрам любого уровня не должны быть дороже 100 $, иначе это расценивают как взятку или попытку влиять на ход переговоров. Так что, несмотря на высокий статус получателей, дорогие подарки для Королевы и её родственников встречают красноречивую ответную реакцию. Например, однажды саудовский кронпринц уговорил принца Чарльза принять от него в дар новый автомобиль марки Aston Martin, который стоил больше 130 000 евро. Своим подарком кронпринц поставил Чарльза в неудобное положение: страна и подданные, наверняка, расценили бы это неподобающим владением. Чтобы проучить саудовского коллегу, Чарльз вручил ему очень скромный ответный подарок — небольшую акварельную работу с видом на Виндзорскую резиденцию, которую написал сам.

Правда, от Aston Martin принц Чарльз не отказался: ездит на нем только летом и исключительно на биотопливе.

Выводы

Иногда подарки становятся частью истории, о которой узнаёт весь мир. Иногда они меняют судьбы людей и помогают выразить чувства, о которых сложно сказать. В корпоративной среде подарки служат инструментом человеческого контакта, помогая поддержать между сторонами взаимное доверие и уважение.

О том, как сохранять баланс между бизнес-задачами и человеческими эмоциями, мы рассказываем в блоге harsika.

Голос. Email-журнал, в котором есть смысл

Нас читают, чтобы сделать коллектив — командой, мерч — источником дохода, а подарки — способом отработать возражения
Встречаемся каждый
четверг у вас на почте
Subscribe form