С хорошими специалистами необходимо поддерживать хорошие отношения, даже если они уходят из компании. Чтобы расставание не было травматичным, а у сотрудника остались тёплые воспоминания о прошлой работе, HR-ы и маркетологи придумали «подарки на прощание» — экзит-паки. О том, в каких случаях их уместно применять и что положить внутрь, рассказываем в этой статье.

Источник: макет

Увольнение — это возможность

Обидно терять компетентного специалиста. Но если он уходит без скандалов и обид, то репутация компании не подвергается рискам. Это важно, поскольку довольный бывший коллега:

  • посоветует прежнее место работы друзьям и знакомым;
  • расскажет о продуктах компании и поможет наладить новые деловые контакты;
  • даст совет или обратную связь, если это потребуется.

Бывает и так, что бывшие сотрудники возвращаются в компанию на прежнюю или новую позицию. Поэтому увольнение — не повод обрывать провода, а возможность взглянуть на трудовые отношения иначе, избавиться от лишних ожиданий. Чтобы сделать это было легче, в компаниях используют экзит-паки.

Что такое exit pack и зачем он нужен компании

Exit pack — это подарок коллеге при увольнении. В отличие от welcome pack, который помогает новичку познакомиться с работой и коллегами, exit pack помогает уйти с работы легко и без конфликтов.

Выбор подарка зависит от корпоративной культуры и позиции сотрудника. Предложить сейлу комплект счастливых носков для будущих собеседований — это прикольно, а вручать их руководителю юридического департамента — не стоит даже пытаться. Поэтому создавать универсальные подарки на увольнение всегда непросто, но интересно. Вместе с клиентом мы создаём в них замысел, понятный человеку на любой должности. Продвинутые HR-ы рассматривают такие подарки, как инвестицию в привлечение релевантных кадров, а маркетологи — в лояльность бренду.

ТВОЙ EXIT: подарок сотрудникам МТС на увольнение

Чтобы разобраться с концепциями, лучше посмотреть на них в действии. Мы выделили 3 элемента, которые составляют концепцию любого подарка: дизайн, смыслы и наполнение. Разобрали по ним реальный экзит-пак для МТС.

Дизайн

Именно упаковку получатель оценит в первую очередь. Меньше чем за секунду человек бессознательно ответит, насколько пакет красив, нет ли в нём дырок, плотно ли застёгнут зип-лайн, как много шума издаёт материал и т. д. Поэтому задача дизайнеров — сделать так, чтобы большинство ответов были положительными и, по возможности, вызвать вау-эффект.

Вау-эффект — это когда эмоции не просто положительные, а преувеличенно положительные. Его добиваются с помощью ярких ассоциаций. Если подарить человеку бутылку хорошего вина, он обрадуется. Если подарить бутылку вина, которую вы однажды пили во время совместного путешествия по Франции, — он обрадуется и утонет в ностальгии. Это вау-эффект.

Упаковка экзит-пака для МТС внешне напоминает сухпаёк или пакет для туриста. Это сходство сразу запускает ассоциации, а они — эмоции.

Смыслы

лова — главный инструмент сторителлинга. Но главный закон бизнеса в том, чтобы добиваться лучшего результата наименьшим количеством затрат. Этот закон относится и к бизнес‑подаркам. Здесь нет пространства для большого текста, в комплект не включают специального человека, который раскроет все детали подарка и погрузит в сторителлинг. Поэтому слова на упаковке и предметах должны передавать идею точно и ёмко.

В экзит-паке для МТС есть бумажные платочки с надписью «На влажный случай». Это аллегория к устойчивым выражениям «На всякий случай» и «На случай важных переговоров». К ним добавили эмоцию — слёзы, которые часто сопровождают увольнение. Получается, в одном выражении совместили сразу несколько смыслов. Это тоже часть концепции.

Наполнение

Внутри экзит-пака шесть предметов: от стандартных футболок до пластинки корвалола.

Футболки и стикеры в бизнес-подарках встречаются часто. Это проверенные решения, которые много лет применяют в разных компаниях. Но между собой их, кроме общего дизайна, ничего не связывает. Неожиданная пачка корвалола добавляет в набор сторителлинг: оказывается, весь дизайн завязан на волнении перед выходом в небезопасную зону. Вот почему упаковка так похожа на сухпаёк.

Теперь нам легче увидеть замысел и в остальных предметах →

Что дарить коллегам при увольнении

Начнём с плохого: универсального ответа нет. Но есть 3 принципа, которые помогут отсеять десятки неподходящих вариантов. Они сузят поле поиска, и это хорошая новость. Вот с чем важно определиться, создавая экзит-пак:

Бюджет

Важно понимать, какую сумму компания готова выделить на производство одного экзит-пака. Но помните, что цена изделий не будет главной причиной вау-эффекта. Самая дорогая вещь в экзит-паке для МТС — это креативная концепция. Ни брелки, ни бумажные платочки, ни даже футболки не стоят дорого. Дорого стоят дизайн и продуманный сторителлинг.

Уровни

Коммуникация с сотрудниками отдела может отличаться от коммуникации с руководителями этих отделов. Мы всегда призываем несколько раз подумать прежде, чем готовить экзит-паки для топ-менеджмента. Роль руководителей в компании настолько высока, что часто привязана к их личностным качествам. Тогда в случае увольнения им лучше сделать достойный персональный подарок, а не экзит-пак.

Посыл

Любой подарок — это сообщение. Подарок на увольнение — это последнее сообщение в старом формате. Даже если сотрудник вернётся в компанию, это будет уже совсем другая история. Поэтому важно, чтобы компания сформулировала для себя отношение к увольнениям. Этот посыл станет основой экзит-пака.

текст

Любой подарок — это сообщение. Подарок на увольнение — это последнее сообщение в старом формате. Даже если сотрудник вернётся в компанию, это будет уже совсем другая история. Поэтому важно, чтобы компания сформулировала для себя отношение к увольнениям. Этот посыл станет основой экзит-пака.

Наша команда знает способы посчитать эффективность любого подарка.

Мы поможем увидеть в цифрах, сработала ли гипотеза с экзит-паками и как это повлияло на репутацию бренда. Если чувствуете, что ваша компания готова к экспериментам, мы будем рады помочь!

Загрузка ... Загрузка ...

Голос. Email-журнал, в котором есть смысл

Нас читают, чтобы сделать коллектив — командой, мерч — источником дохода, а подарки — способом отработать возражения
Встречаемся каждый
четверг у вас на почте
Subscribe form