Миф об экологичности

В 2020-м году мы были на PSI — ежегодной выставке рекламных товаров в Дюссельдорфе. Главным трендом любой компании тогда была экологичность: посуда из переработанного пластика, биоразлагаемые бейджи, даже зубный щётки из возобновляемого эко‑волокна. Но представьте наше удивление, когда эко‑производители предложили изучить их ассортимент в старомодных бумажных каталогах страниц на 250. Так мы поняли, что в погоне за экологичностью можно легко попасть в ловушку двойных стандартов.

В этой статье разберёмся с тремя эко‑мифами в корпоративной среде и предложим решения для выхода из абсурда.

Миф 1. Бумага не вредит экологии

По этой причине городские кофейни выдают нам напитки в бумажных стаканчиках. Крышки у них, обычно, пластиковые — но это отдельная тема для дискуссии. Представители российского Greenpeace* подсчитали, что на производство 2,5 тысяч стаканчиков приходится одно дерево, а кофе каждый день покупают миллионы россиян. Получается, бумажные стаканчики защищают экологию лишь с одной стороны — у них относительно высокая скорость разложения в естественной среде. Но количество деревьев, пущенных на их производство, постепенно превращает Землю в Марс.

В корпоративной среде тоже каждый день используют бумажные стаканчики. Начиная с офисных кулеров или кофейных автоматов на этаже и заканчивая раздачей напитков на бизнес-конференциях и выставках. Чтобы сократить их использование, экологи предлагают обзавестись персональной кружкой. В кофейнях к этой практике относятся спокойно: если у человека есть личная кружка, можно налить напиток и в неё, главное, чтобы объёма хватило. Но сделать эту привычку массовой — сложно.

*Greenpeace признан в России нежелательной организацией.

Да, привить миллионам людей необходимость ходить всюду с личной кружкой — задача из области фантастики. Но в офисах кружки могут стать частью корпоративной культуры. С одной стороны, это поможет сотрудникам приблизиться к стандартам осознанного и экологичного потребления, с другой — сократит расходы на бумажные и пластиковые стаканчики, которые приходится закупать каждый месяц.

Андрей Харсика
Генеральный директор Harsika concept agency

Миф 2. Натуральные ткани — удар по природным ресурсам

Смысл искусственных тканей никогда не состоял в спасении планеты. Синтетику придумали, потому что производить её быстрее и дешевле, чем выращивать льняные и хлопковые поля или разводить тутовых шелкопрядов. А значит — можно и пошить больше, и продать больше. Но в производстве синтетики используют химикаты и красители, а сами синтетические волокна — это формы пластика. Во время стирок его частицы вымываются из ткани, уходя по сточным водам в канализационные, а оттуда — в мировой океан. В желудках океанических рыб и морских животных учёные находят микрочастицы синтетических волокон. Это подтверждают и данные Международного союза охраны природы: в 2017 году они посчитали, что около трети всего микропластика в океане — это частицы синтетических тканей нашей одежды.

Чтобы справиться с проблемой, экологи работают в двух направлениях:

  1. Занимаются просветительской работой по повышению осознанного потребления. На их взгляд, корень проблемы в склонности людей к импульсивным покупкам и накоплению ненужного.
  2. Поддерживают производство натуральных тканей. Да, это правда! Тот же Greenpeace* регулярно занимается исследованиями одежды известных брендов и публикует поощрительные отчёты о том, как меняются составы тканей с учётом эко‑требований.
*Greenpeace признан в России нежелательной организацией.

Мы проверяем каждую вещь на себе, причём всей командой. Когда мы пару лет назад создавали толстовки под брендом Harsika, то про водили для пилотных образцов настоящий краш‑тест в течении трёх недель. Мы их носили, пачкали, стирали, гладили — и так по кругу, пока не понимали, как на самом деле ведёт себя ткань после серьёзного износа. Этот опыт показал, что синтетические вещи теряют цвет и форму уже после 3‑4 стирок. А толстовки из натуральных материалов мы носим до сих пор.

Екатерина Харсика
Сооснователь Harsika concept agency

Миф 3. Отметка «Organic» — показатель экологичности

В 80‑х годах эколог Джей Вестервельд придумал термин «Гринвошинг» — это когда компании используют эко‑тренды в рекламных целях, хотя в реальности экологичность их продуктов ничем не подтверждена. Маркетинговый блеф на эту тему работает и сегодня, а строится на массовых заблуждениях. Отметки «Eco», «Bio» или «Organic» не несут под собой никакого научного подтверждения экологичности, хотя работают на подсознание покупателя, повышая лояльность к бренду.

Единственная российская экомаркировка, признанная на международном уровне — это «Листок жизни». На картинке ниже — их эмблема. Попробуйте вспомнить, на каких товарах вы встречали такой знак? Это интересно.

Помимо «Листка жизни» существуют и другие экомаркировки. Например, обозначение FSC® (Forest Stewardship Council® — Лесной попечительский совет) показывает, что для производства продукта использовалась «возобновляемая древесина». Это когда одно отправленное в производство дерево компания компенсировала несколькими новыми саженцами. Ещё одна известная эко‑маркировка — RCS (Recycled Claim Standard). Она обозначает продукты, в составе которых есть пригодные для переработки материалы. Причём, для этого отслеживается вся цепочка поставок для производства.

Такие маркировки показывают, что продукт был объектом большой исследовательской работы. В отличии от маркетинговых трюков с обозначениями «Eco» или «Organic», такие знаки подтверждают экологичность товара на научной основе.

Выводы

Экологичное производство — сложный и дорогой процесс. Чтобы получить экомаркировку международного стандарта, нужно пройти многостороннюю проверку качества. Но некоторые производители прибегают к простому маркетинговому блефу. Они пользуются недостатком знаний, порождая заблуждения, которые позже превращаются в мифы.

Корпоративная культура сегодня проявляет больше внимания к проблемам экологии

В пересчёте на деньги экологичное поведение выгоднее для любого бизнеса. Но внедрить новые стандарты быстро и массово не получится, потому что любая культура выстраивается постепенно. Но начать можно с отказа от бумажных стаканчиков в офисе и перехода на персональные термокружки. И, да, на каждой может быть ваш логотип.

Голос. Email-журнал, в котором есть смысл

Нас читают, чтобы сделать коллектив — командой, мерч — источником дохода, а подарки — способом отработать возражения
Встречаемся каждый
четверг у вас на почте
Subscribe form