Подарки сотрудникам от компании: что, когда и зачем дарить

Российские компании тратят больше 26 миллиардов рублей в год на корпоративные подарки. Каждая выделяет на них от 2% до 9% бюджета. Причём, производственные предприятия — самые щедрые: средний чек их подарка для топ‑менеджмента компании и партнёров достигает 10‑15 тысяч рублей. В зависимости от ниши, бизнес по‑разному относится к расходам на мерч и подарки. Но чем больше его масштаб, тем большую роль подарки оказывают на корпоративную культуру внутри компании.

В сегодняшней статье разберёмся, почему подарки стали обязательной частью расходов и как они влияют на общение с сотрудниками.

Зачем сотрудникам подарки?

Выстраивать отношения с персоналом компании важно по двум причинам:

  1. Лояльность кадров защищает от текучки на местах.
  2. Хорошее отношение стимулирует работать эффективнее.

Но ключевой фактор достижения обеих задач — деньги. Исследования рекрутингового агентства Kelly Service показывают, что рутинная работа, отсутствие карьерного роста, регулярные переработки и неофициальное трудоустройство смущают немногих, если уровень зарплаты компенсирует нагрузку.

В начале XX века Генри Форд обнаружил, что из‑за смены персонала на машиностроительном заводе увеличивается количество брака, а скорость производства замедляется. Причём, это касалось и простой работы, которая не требовала инженерного образования и других технических навыков. Форд понял, что даже рядовой сотрудник со временем нарабатывает технику, которая позволяет поддерживать работу конвейера на высокой скорости. Если сотрудник меняется, новичок осваивает навыки предшественника с нуля, а это тормозит весь процесс. Тогда Форд стал платить персоналу вдвое больше, чем предлагал рынок, и проблема текучки решилась сама собой.

 

 

Да, высокая зарплата и сегодня остаётся ключевым фактором сохранения команды. Но бизнес‑среда со времён Форда стала намного конкурентнее. В компаниях с приблизительно равным годовым оборотом сотрудники получают приблизительно равные зарплаты. Рынок контролирует и условия труда, и уровень выплат. Поэтому помимо денег, компании уделяют внимание комфорту в офисах, социальным гарантиям и эмоциональной вовлеченности команды в рабочий процесс. Подарки работают на последний пункт.

В контексте отношений с персоналом, подарки — это один из инструментов удержания. Подарком можно поощрить за выдающиеся заслуги, помочь человеку в кризисный момент или просто выразить благодарность за вовлеченность. Это работа с эмоциями, а положительные эмоции «привязывают».

Екатерина Харсика
Сооснователь Harsika concept agency

Поводы для подарков сотрудникам

Мы попросили клиентов подсчитать, сколько раз в год их компания выделяет средства на производство подарков для персонала, но цифры разошлись. В зависимости от количества сотрудников, поводы возникают от 3 до 19 раз в год (не считая персональных праздников). Тогда мы решили выделить те поводы, которые повторяются во многих компаниях чаще всего. Их оказалось 6:

Вступление на должность

Подарочный набор нового сотрудника или Welcome-pack — это небольшой сет предметов, который помогает новичку освоиться с ценностями компании, корпоративным тоном и узнать больше об её миссии и задачах. О том, что дарят новым сотрудникам Яндекса и Лаборатории Касперского у нас есть отдельная статья.

Общие праздники

Новый год, 8 марта, 23 февраля — подарки к этим праздникам не требуют разделения по должностям и проектам. Они для всех, и часто требуют самых больших расходов.

Профессиональные праздники

Более узкое направление, но для производственных организаций — тоже одна из самых расточительных статей расходов в контексте подарков. Не только из-за массового производства сувениров, но и за счёт организации масштабных мероприятий.

Поощрение за заслуги

Выдающимся сотрудникам дарят подарки за достижение высоких результатов. Благодаря их работе, компании держат высокий уровень конкурентоспособности и кратно увеличивают прибыль. Подарки для таких людей подбирают очень персонально, с учётом увлечений и интересов получателя.

День рождения компании

Они для всех, и часто требуют самых больших расходов. Ещё один ежегодный повод для масштабных праздников. Подарки к таким событиям направлены на укрепление командного духа и лояльности к компании. Надо отметить, что «язык» таких подарков гораздо свободнее, чем для любых других поводов. Компании позволяют себе больше креатива и стремятся выходить за рамки строго делового тона.

Юбилеи

В отличии от поощрения за заслуги, юбилейные подарки поощряют не столько результаты, сколько стабильность. Сотрудники, которые долгое время занимают конкретную должность в компании, больше других знакомы с тонкостями работы в конкретной бизнес-нише, знают лично многих партнёров, имеют опыт преодоления кризисов. Их труд не всегда заметён на графиках прибыли компании, но именно они обеспечивают стабильную рабочую почву, чтобы у других была возможность заниматься развитием.

Выводы

Подарки для сотрудников — это инструмент эмоционального вовлечения людей в процессы и задачи компании. Они помогают укрепить лояльность к бренду, стимулировать эффективность, выразить признательность за выдающиеся результаты. Они воздействуют на простые человеческие чувства, зарождая в человеке сначала симпатию, затем привязанность и, в конечном итоге, преданность к команде и всей компании.

Чтобы выбрать подходящий подарок для сотрудников, нужно заранее определиться с целью. Точность позволит минимизировать риски и избежать двойной трактовки, чтобы подарок не показался банальным или дешёвым.

Наша команда работает над такими проектами больше 14 лет.

Мы с интересом берёмся за разработку концепций, в которых клиенты хотят выразить особое отношение к персоналу. Заполните анкету по кнопке ниже и мы подберём для ваших сотрудников подарки, помогающие обеспечить комфортную рабочую среду и эффективную работу.

Голос. Email-журнал, в котором есть смысл

Нас читают, чтобы сделать коллектив — командой, мерч — источником дохода, а подарки — способом отработать возражения
Встречаемся каждый
четверг у вас на почте
Subscribe form