За 14 лет работы мы произвели больше 800 тысяч подарков для бизнеса и хорошо понимаем, что у такой коммуникации есть бизнес-цель. Например, фирменную толстовку дарят для укрепления лояльности к бренду, а сертификат на следующую покупку — для стимуляции продаж. У подарков есть функции, но они не всегда очевидны.
В этой статье разберёмся, зачем бизнесу подарки и почему «чисто символический презент» — это унизительно.
У подарка есть цель, и это нормально
В магазинах техники мы часто встречаемся с предложениями вроде «Купи телефон — получи наушники бесплатно». Такой трюк помогает стимулировать продажи, а подарок выполняет функцию приманки. При трудоустройстве в тот же магазин техники, новому сотруднику выдадут велком-пак — подарочный набор новичка. В него, обычно, входит блокнот и ручка, иногда фирменная футболка или кружка с логотипом компании — здесь много вариантов. Но смысл велком-пака в том, чтобы подогреть лояльность нового человека к бренду и облегчить страх перед вступлением на должность. То есть, одна и та же компания использует подарки для общения с разными группами людей. Бесплатные наушники — для клиентов, блокнот и футболку — для новых сотрудников.
В бизнес-среде получателями подарка могут быть:
При этом, каждая из групп включает в себя ещё несколько. Например, клиентов можно разделить на вновь прибывших, постоянных и VIP, а сотрудников — на новичков, рядовых и топ‑менеджмент. Группы могут делиться по участию в проектах, профессиональным праздникам, возрасту и другим признакам. Но именно с определения роли получателя начинается выбор подарка.
Вот какие функции он может выполнять:
Функции подарка
Клиент
— Стимуляция продаж
— Выражение благодарности
— Извинение за ошибку
— Укрепление лояльности
— Представление нового продукта
Сотрудники
— Повышение мотивации
— Благодарность за вклад в развитие
— Поощрение инициатив
— Адаптация на новой должности
Партнёры
— Поздравление с профессиональным праздником
— Выражение признательности за сотрудничество
— Укрепление имиджа
— Облегчение знакомства в начале сотрудничества
— Повышение узнаваемости
Органы власти
— Благодарность за поддержку проектов
— Поздравление с профессиональным праздником
У вас есть цель, у получателя — эмоция
Цель подарка должна быть очевидной только для вас, но не для получателя. Иначе подарок превращается в инструмент манипуляции. Чтобы не приближаться к серой зоне, где подарок могут расценить двояко, нужно заранее подумать о таких вещах:
- в каких отношениях вы находитесь с получателем?
- как давно вы знакомы?
- какую бизнес-цель вы закрываете с помощью подарка?
- как он будет вручён?
- почему получатель важен для вашего бизнеса?
- какие темы вы обходите стороной в общении с ним?
Да, в бизнес‑среде подарки выполняют определённые функции. Но если сосредоточиться только на них и не подумать об эмоциях получателя — будут потери. Не только финансовые, но и репутационные.
Идеальный баланс между бизнес‑целями и интересами получателя достигается концептуальным подходом. Его смысл в том, чтобы подумать не только о материальном предмете внутри коробки, но и об идее, которую получатель должен легко считать в первую минуту после вручения.
В бизнесе важно выстраивать долгосрочные отношения. Верный способ хорошо запомниться кому угодно — создать эмоциональную ассоциацию. Концептуальный подарок помогает именно в этом. Получатели запоминают место, время и обстоятельства, в которых им вручили ваш презент, потому что в нем продумано всё: и тактильное ощущение от прикосновения к упаковке, и процесс её открытия, и материальный предмет внутри. Но самое главное — получатель запоминает вас. В его голове рождается чёткая эмоциональная ассоциация о вашей компании.
Если вы смогли искренне удивить и порадовать, клиенты придут к вам снова, а партнёры будут более благосклонны на переговорах.
Как создать концептуальный подарок?
У нас есть бриф. С его помощью мы стараемся узнать максимум информации об адресатах вашего подарка, их предпочтениях, примерах прошлых подарков и «буйках» — ограничениях, за которые нельзя «заплывать». Буйки бывают разные: от списка материалов, вызывающих аллергию, до списка слов и выражений, запрещённых к использованию в открытках. Но они — один из главных элементов успешного будущего концепта.
Голос. Email-журнал, в котором есть смысл
четверг у вас на почте