Подарок как бизнес-инструмент

За 14 лет работы мы произвели больше 800 тысяч подарков для бизнеса и хорошо понимаем, что у такой коммуникации есть бизнес-цель. Например, фирменную толстовку дарят для укрепления лояльности к бренду, а сертификат на следующую покупку — для стимуляции продаж. У подарков есть функции, но они не всегда очевидны.

В этой статье разберёмся, зачем бизнесу подарки и почему «чисто символический презент» — это унизительно.

У подарка есть цель, и это нормально

В магазинах техники мы часто встречаемся с предложениями вроде «Купи телефон — получи наушники бесплатно». Такой трюк помогает стимулировать продажи, а подарок выполняет функцию приманки. При трудоустройстве в тот же магазин техники, новому сотруднику выдадут велком-пак — подарочный набор новичка. В него, обычно, входит блокнот и ручка, иногда фирменная футболка или кружка с логотипом компании — здесь много вариантов. Но смысл велком-пака в том, чтобы подогреть лояльность нового человека к бренду и облегчить страх перед вступлением на должность. То есть, одна и та же компания использует подарки для общения с разными группами людей. Бесплатные наушники — для клиентов, блокнот и футболку — для новых сотрудников.

В бизнес-среде получателями подарка могут быть:

При этом, каждая из групп включает в себя ещё несколько. Например, клиентов можно разделить на вновь прибывших, постоянных и VIP, а сотрудников — на новичков, рядовых и топ‑менеджмент. Группы могут делиться по участию в проектах, профессиональным праздникам, возрасту и другим признакам. Но именно с определения роли получателя начинается выбор подарка.

Вот какие функции он может выполнять:

 

Функции подарка

Клиент

— Стимуляция продаж
— Выражение благодарности
— Извинение за ошибку
— Укрепление лояльности
— Представление нового продукта

Сотрудники

— Повышение мотивации
— Благодарность за вклад в развитие
— Поощрение инициатив
— Адаптация на новой должности

Партнёры

— Поздравление с профессиональным праздником
— Выражение признательности за сотрудничество
— Укрепление имиджа
— Облегчение знакомства в начале сотрудничества
— Повышение узнаваемости

Органы власти

— Благодарность за поддержку проектов
— Поздравление с профессиональным праздником

У вас есть цель, у получателя — эмоция

Цель подарка должна быть очевидной только для вас, но не для получателя. Иначе подарок превращается в инструмент манипуляции. Чтобы не приближаться к серой зоне, где подарок могут расценить двояко, нужно заранее подумать о таких вещах:

  • в каких отношениях вы находитесь с получателем?
  • как давно вы знакомы?
  • какую бизнес-цель вы закрываете с помощью подарка?
  • как он будет вручён?
  • почему получатель важен для вашего бизнеса?
  • какие темы вы обходите стороной в общении с ним?

Да, в бизнес‑среде подарки выполняют определённые функции. Но если сосредоточиться только на них и не подумать об эмоциях получателя — будут потери. Не только финансовые, но и репутационные.

Екатерина Харсика
Сооснователь Harsika concept agency

Идеальный баланс между бизнес‑целями и интересами получателя достигается концептуальным подходом. Его смысл в том, чтобы подумать не только о материальном предмете внутри коробки, но и об идее, которую получатель должен легко считать в первую минуту после вручения.

В бизнесе важно выстраивать долгосрочные отношения. Верный способ хорошо запомниться кому угодно — создать эмоциональную ассоциацию. Концептуальный подарок помогает именно в этом. Получатели запоминают место, время и обстоятельства, в которых им вручили ваш презент, потому что в нем продумано всё: и тактильное ощущение от прикосновения к упаковке, и процесс её открытия, и материальный предмет внутри. Но самое главное — получатель запоминает вас. В его голове рождается чёткая эмоциональная ассоциация о вашей компании.

Если вы смогли искренне удивить и порадовать, клиенты придут к вам снова, а партнёры будут более благосклонны на переговорах.

Как создать концептуальный подарок?

У нас есть бриф. С его помощью мы стараемся узнать максимум информации об адресатах вашего подарка, их предпочтениях, примерах прошлых подарков и «буйках» — ограничениях, за которые нельзя «заплывать». Буйки бывают разные: от списка материалов, вызывающих аллергию, до списка слов и выражений, запрещённых к использованию в открытках. Но они — один из главных элементов успешного будущего концепта.

Голос. Email-журнал, в котором есть смысл

Нас читают, чтобы сделать коллектив — командой, мерч — источником дохода, а подарки — способом отработать возражения
Встречаемся каждый
четверг у вас на почте
Subscribe form